Завражье, 2-6 августа 2010

| Печать |

Задачи, цели

Задача первая: есть большой поселок с несколькими деревнями-спутниками, в главном — в Завражье, полуразрушеный храм (даже комплекс из двух храмов), в котором совершаются службы. Есть священник (отец Алексей), приход — как всегда в размере 1,5 бабули. Требуется все это ни то катехизировать, ни то провести миссию... контингент не ясен.

Задача вторая: есть просто хорошие православные ребята, под общим лейблом «Сретение», умеющие выполнять нехитрую работу по хозпомощи приходу. Требуется превратить их в активных миссионеров на месте и по жизни. «Влюбившихся» в миссию как стиль жизни позвать в нашу миссионерскую школу.

Методы: уличная миссия, беседы по катехизации.

Цель: абсолютная христианизация края. В данной поездке нет цели создать литургическую общину, община есть ¾ надо развить и поддержать.

Ехали мы ехали

Итак, нас едет четверо. Пятый (вернее пятая — Юля) доберется до нас своим ходим и чуть позже. Еле-еле упихавшись в машину на Павелецком вокзале, в 7-30 двинулись на ярославское шоссе. Решено было ехать минуя паром, через Кострому. Господь был с нами — кажется, даже и не заметили как доехали! Нас сопровождало затянутое смоком небе, поэтому жара не успела особо достать. 14 часов дня — мы на месте. Центр поселковой жизни — магазин, «изящно» обклеенный рекламой пива. Ууу... не по профилю ли борьбы с алкоголизмом сюда надо было вызывать бригаду?

 

Встреча

Нас встречает батюшка отец Алексей. Показывает куда далее проехать. Нас ждут, готовы покормить. Приглядываюсь: пытаюсь предугадать его отношение к миссии как таковой, хотя, один момент известен был уже в Москве: нам отпечатали цветными (!) наше главное оружие — листовки «как подготовиться к Исповеди и Причастию» Такую роскошь мы себе в Москве не позволяли... Подъезжаем к храму. Навстречу уже знакомый мне Никита —руководитель группы «Сретение», улыбается, приглашает на трапезу. После — становится очевидно: нас очень ждали! Сразу несколько ребят подходят, знакомятся. Одна девушка бежит в нашу сторону и издалека кричит: «Здравствуйте, меня зовут Света». Уже потом она расскажет нам, как узнала о мученичестве отца Даниила из новостей, как ее потрясло происшедшее, как потом «чисто случайно» к ней попали ряд его книг, и она ждала нас — его учеников не праздно, а чтобы научиться, научиться миссии. Батюшка заводит нас в храм. Чисто «случайно» выясняется, что в храме пение не простое, а знаменное. Это прежде всего для нас, миссионеров сигнал, что здесь задумываются о смысле богослужения. Позже я перепишу батюшке нашу книжицу «Песнопения Всенощного бдения для пения прихожан». О. Алексей служит молебен на начало доброго дела и в благодарение Богу за дорогу. Любуемся отпечатанными листовками. На них в конце появилась симпатичная картинка села — все правильно: именно для этого там обычно оставляется место. В Татарстане о. Андрей ставил туда печать с данными храма — тоже удобно. Единственно с чем нельзя было согласиться — это с появившейся молитвой «Отче наш» в листовке «Вечный Бог». Эта молитва — только для крещеных! Ведь кому Бог — Отец? — Нам только, христианам.

Природа-погода

Ну, с погодой все ясно: все в дымке, запах гари, солнце видится с трудом, жа-а-рко — не то слово как! Зато у нас есть море! Ну, много воды есть — Горьковское водохранилище. Бежим к берегу под недоверчивые взгляды местных: ага! Вода зацвела, как раз на Ильин день, ну да ладно — зелень не кусается, а вот это что на берегу? — Рыба... и не только рыба. Из пуза этого несчастного существа выползает нечто... караул! Селитер! Ну, вот это уж точно конец купания. Вообще, куда бы мы не поехали с миссией — параллельно отдохнуть не выходило особо никогда. Помню, только один из десяти дней в Киргизии удалось от души накупаться в Иссык-Куле. Позже, один человек из числа гостивших в соседней деревеньке Любяны нас уверял (как врач), что этого рыбьего паразита можно положить на хлеб и съесть... желания купаться это не добавило. Мария, ходя по берегу водохранилища, сказала: «странное чувство, словно по кладбищу хожу». Так оно и оказалось!

Завражье. Справочный материал

Отец Алексей собрал нас на пригорке у храма и начал разворачивать свой исторический экскурс. Не буду пересказывать его весь, но скажу только то, что нам было важно для миссии: покровитель этого места Макарий Унженский (ага, значит его просим, ему молимся — правило миссионерских поездок), некогда он заступился за жителей и не позволил польскому войску погубить их. Примечателен еще один момент о Завражье: появившееся горьковское водохранилище некогда при комминистах уничтожило ряд деревень и монастырь. Жители этих деревень переселились в Завражье, многие из них так и не смогли преодолеть трагедию. Под водой оказался и монастырь местный и кладбище, а кое-где из воды прямо гроб торчит.

Большой интерес представляют планы о Завражье. Да, именно планы. Так как ничего в реальности пощупать вам не удастся. Здесь администрацией области задуман Духовно-Просветительский центр! И даже финансирование этого Центра не такая уж проблема. Нет только самого малого — представления о том, какой этот Центр должен быть! Вакансия изобретателя и, самое главное, исполнителя — открыта!

Сретение

Коллективы бывают разные, в том числе и православные. Когда в Москве нам сказали, что главное место общения этой группы — Интернет, да еще иногда чай гоняют и дискуссии устраивают, — я подумала: ну, это не коллектив, это группа тусовщиков, которым миссия безразлична. Эх, что делать — будем работать. Вот теперь, очевидно, что это не так... многих из группы оказалось мы знаем, многие — реальные православные активисты, а православный мир, несмотря на его обширность, весьма тесен!

Итак, наступает наш первый вечер. Сидим в трапезной. Рассказываем, что мы хотим сотворить с поселком, зовем присоединиться сочуствующих. Научим, не бойтесь! Хорошо ходить вдвоем — один говорит, другой молится. Несколько человек с облегчением вздыхают: мы будем молиться. Главное — в глазах интерес. Итак, завтра в час дня!

Уличная миссия проба села

Подъем. С утра находим, что у нас 3-тье августа. До палатки доносятся звуки бодрственно-оптимистических песен на языках народов мира (русском и английском) — очень приятный способ пробудится! Молимся, завтракаем и идем в разведку боем! Первый дом — бабуля работает в храме в лавке. Приглашаем на беседы. Еще около часа хождения по домам и анализ поселка очевиден:

крещеных — 98%

Просвещеных — ... не обрели особо

Атеистов — 1 на 10-15 человек

Сектантов — не обнаружено!!!

Люди от нас не шарахаются, на другую сторону улицы не переходят, хотя многие разговаривают через калитку. Да, вот еще две "этнические" мусульманки: Дети давно крещеные, сами воду святую берут в храме, одна заявила: я атеистка, т.к. мусульманка, верю в перевоплощение, православной не буду никогда! Вообщем, ислама там ни грамма в ее изречениях — классическое оккультно-атеистическое видение мира.

Идем все вместе (со Сретением)

Пришли в лагерь. Нас уже поджидали. Пошли в храм —  нам необходимо было каждого снабдить листовками, прочитали в храме молитву миссионера и несколько запаздавшую молитву 6-го часа (которая водит в ежедневное правило миссионера). Несколько установочных моментов — что делать и чего не делать, и... с Богом! Разбились на пары-тройки: так, чтобы распределить новичков между бывалыми и разошлись.

Где-то через полтора-два часа начали собираться. Глаза у всех горят, все улыбаются — понравилось, даже тем, кому попались атеисты и пришлось особенно потрудиться. Собственно проблема местных атеистов не в жестком отрицании Бога, а в постоянном искании справедливости на земле. Почти от всех одно и тоже: вот, при советской власти колхоз был, транстпорт ходил, больница процветала и т.п. А сейчас эти искатели правды и счастья на земле просто озлобились. Здесь главное дело — человека попытаться из этого состояния вывести, просто поговорить с ним по доброму о Вечном, «перевести стрелки» с земного времени на небесное: «Вот твоя судьба, плохо вокруг — так это результат безбожия, ты сам не греши, трудно — прибегай ко Христу, Он ведь сказал: «иго мое благо и бремы Мое легко есть». С Ним легче, без Него можно надорваться в этом мире». Вот такой способ общения с дедами-атеистами. Кстати, бабушек атеисток мы не обрели — ура! Сретенцы потом нам сказали, что и не ожидали, что общение с людьми на улице приносит столько радости.

Миссионерский столик

В первый день ходили по поселку и притомились — жара. У одного маленького магазинчика присели съесть морожение. Да не тут-то было! Мы бегали по поселку и искали людей, ломились в дома, а тут — люди прямо на нас идут! Как же мы сразу не догадались, что центр активности — это магазин! «Батюшка» — попросили мы вечером, —  а не поставить ли нам у магазина столик с литературой и нашими листовками?» Дело в том, что Сретение закупило для просвещения народа много книг. К сожалению среди них не оказалось творений святых отцов (мы просили и их привести, но посчитали, что народ не поймет... народ, прости нас!), но было достаточное количество Евангелий и даже полный Новый Завет, «заматоревший во днях своих» Закон Божий Слободского —  в качестве «рака на бесщучье» и книжица «Азы православия». Отец Алексей кому-то позвонил и мы узнали, что столик начнет работу с 8-30 утра, ведь завтра — привоз хлеба. Придет весь поселок!!! Вот так тема!

Столик. Вернее столище — длинющий и надежный, прямо из самого магазина. Раскладываемся около дверей магазина. Двое у книг, остальные вокруг. Притащили и листовки и анкетки по Символу Веры (а вдруг интересно будет?) В коробке с книгами обрели миссионерское сокровище — крестики на веревочке (молодцы сретенцы!) Вот и хлебная машина — не забудем про водителя. Работа закипела! Сначала хотели установить боле-менее фиксированные цены на книги, но как-то не сложилось: просто просили пожертвование на храм. И с пустыми руками не остались! Нам казалось, что вчера обошли всех, но нет — откуда-то появилась масса людей, которые ничего о нас не знали! Вот и женщина подошла, желающая заполнить анкету по Символу Веры — проверить свои знания. Вчера разговаривали с ее мужем. Он утверждал, что безгрешен. Обещал придти к храму и помощь построить сарай для дров. Жена серьезней оказалась: в анкетке было очень много ошибок — там и оккультизм прошелся и о природе Христа ничего ей не известно, но... главное, что всё это во время жизни ее все открылось. Марина долго с ней разговаривала, объясняя основы веры, женщина осталась довольна. Кстати, муж ее и правда пришел нам помогать. Да просветит Господь его душу!

На следующий день мы уехали в соседние села, а за столиком остались наши новые помощники.

Беседы

О том, что мы можем беседовать с народом не только по одному, но с целой аудиторией было заявлено еще в Москве. Особо на напрягаясь, предполагалось, что это будет интерпритация Огласительных бесед.

Мы отчаянно звали народ на беседы, многие обещали, но... вышло как всегда. День первый. В зале все свои, да еще она женщина из местных и толпа детей. Ну, что, будем рассказывать, Кто такой Бог? Батюшки еще нет, садимся в «президиум». И вот, одна из сретенцев задает вопрос. Отвечаем. Еще вопрос. Отвечаем. И вот проходит минут 20-ть, а мы просто отвечаем. Появляется батюшка, он изъявляет желание не разрывать беседы и скромно садится на одно из мест в зале. Появляется идея поговорить «о терминах»: раз народ свой, православный, подкованный — будем выводить на «чистую воду». Задаем простые вопросы: Мы христиане или православные? Все мы дети Божии? Какое имя Бога открыл нам Христос? А почему Церковь у нас Вселенская? Кого можно назвать «христианами»? Немного катехизиса: от чего нас спас Христос, что такое спасение? Вот так и проговорили два часа! Итак, тему первой беседы постфактом можно сформировать так: «Договоримся о терминах».

День второй. Метод «миссионерского столика» дал плоды. К нам пришел народ (чуть-чуть), плюс батюшка привел своих прихожан. Тема беседы — результат накопившейся информации о тотальном неверии народа в слова Символа Веры и как результат — впадение в озлобленность или в уныние (это на выбор). Итак, тема второй беседы: «Символ Веры как источник христианской надежды». Тут конечно пришлось и о самом Символе поговорить и о его происхождении и конкретно по каждому члену пройтись.

День третий. Тема «Библия. Происхождение, Богооткровенность, как пользоваться». Тут Все классически: чисто исторические выкладки, этимология, находки Кумрана, а затем как доказать, что это слово Божие. По пункту «пророчества» хорошо подготовился Андрей: он читал параллельные места из Евангелия и Ветхого Завета о Христе. Действительно, сложно заподозрить действие человеческого ума в сочмнении текстов пророчеств, которые исполнились дословно спустя 1000-500 лет с момента записи.

Миссионерские игрища

Придумано это было для Селигера. Там схемка не совсем сработала, как ожидали, а формат был предложен следующий: Сретенцы выбирают князя Владимира, свиту (помощников), а миссионеры нападают на него с целью обратить в «свою», заранее выбранную, религию.

Итак, князь у нас стал княгиней Ольгой (Лизой), ей в помощь дан знатный молодец, в богословии сведущий. Начали.

Первый сектант — «свидетель Иеговы». Главный спор о имени «Иегова» В ответ нападающему предоставлен целый трактат о тетраграммоне. «Свидетель» стушевался и его повелено было отвести в темницу, как народ смущающего. Как потом выяснилось, наш миссионер не захотел просто озвучивать богохульные идеи сектантов, потому и не предложил ничего более библейского аргумента. Второй — «атеист с оккультными завихренями». С ним расправились по-детски — глупый ты человек, ничего о высоком не знаешь. Очень зубастым оказался «протестант» (Юля), на Россией на пару минут нависла опасность протестантской оккупации. Что возразить, когда оспаривают почитание икон? Ведь написано: не сотвори... и никакого изображения? Группа поддержки (Света) вспомнила историю о херувимах над ковчегом. Так, уже хорошо, но наш протестант не унимался: а кланяться-то изображениям зачем? Отбиться до конца не удалось, однако, т.к. протестант ничего не предлагал, а только критиковал, то и его удалили. Последним был мусульманин (вернее мусульманка). Начали с важных для правителя вещей: спасти надо, княгиня, народ от пьянства. Вот примешь с народом ислам — и всем пить запретишь! — У, не отбились. Дальше: вопрос о Троице. Свита княгини утверждает, что если они будут объяснять о Троице, то наступит рассвет, поэтому, отвалите, ничего Вам не скажем. Начинаем говорить о Коране. И тут, княгиня делает удар "ниже пояса": а как это он не сотворен? У Вас что, два Бога: Аллах и коран? Объясняйте! Пришлось "мусульманке" отступить...

После был разбор полетов — с обоих сторон. Все пришли к единому результату: чтобы уметь защищать свою веру надо идти в "Миссионерскую школу"! Ждем-с!

Анкетки

Тоже изобретались к Селигеру, но не изобрелись (не успели). Пока общего одобрения не получили (ну, там на собрании миссионеров, например). Несколько вопросов по каждому члену Символа. Ту, что мы брали с собой — составили для начального уровня. Позволяет выявить тенденцию по тому или иному отклонению: оккультизм, «осиповщина», «свидетели Иеговы», протестанты, атеизм-маловерие, гностицизм и т.д. Вообще, это не цель. Цель — поговорить с людьми о их вере, поправить, рассказать о православии, выслушать человека — по какой причине ответил так-то и сообщить ему Божественое Откровение. Люди, которые участвовали в таких опросах обычно не равнодушны к вере, к своей судьбе. С ними просто интересно. Надо будет публично озвучить на собрании эту вещь — анкетку.

Чеченцы

Батюшка несколько раз нам напоминал: «сходите к чеченцам» — они под лестницей в здании адмиистрации живут. Рассказал, что они ему помогли по хозяйству. Вообщем, после бесед, проходивших на втором этаже администрации мы с сестренкой отправились к чеченцам. Объективности ради, с двумя ребятами мы уже общались у входа в здание перед беседой, к сожалению разговор пришлось прервать — народ шел на беседу. Итак, стучимся в дверь — отворяет очень приятная женщина лет 50-ти, думаю, мать этих ребят. Здороваемся, говорим, что у нас тут беседы были наверху, вот, зашли занести Вам подарки — Евангелие и листик «Вечный Бог». Женщина начинает отказываться, мол, мы мусульмане, а мы как-то (не помню как) начинаем ей рассказывать, почему мы христиане. В рассказ попадает традиционная притча о справедливом шейхе и его матери, женщина уже вовлечена — не прогоняет нас. Вот и наши дары перекочевали в ее руки. Задает странный вопрос: «А мне за это где-то расписаться? — нет? Ничего не надо?» Приглашаем ее на беседы на завтра (жаль, не пришла!), прощаемся (она даже предлагала чай попить - но мы тут скофузились), уже уходим — а в дом забегают ребята, с которыми на улице разговаривали. Да, батюшка прав — хорошая семья, жаль, что приверженость национальным корням так многих не позволяет принять истину.

Неверовка

Жители Завражья немало рассказали нам об истории своего поселка и близлежащих. Кто-то вспомнил, что еще в 70-е годы тут жили раскольники, у которых была своя молельня, но сейчас никого не осталось. НЕверовка — место где особенно много селилось таких людей, они не посещали церкви и потому получили именование неверов. Есть еще одна версия: по имени помещика — Неверова. Ну вот, около 15 км и мы на месте. Деревенька почти нежелая — около семи домов обрели. В одном бабуля сообщила, что сейчас болеет, но связь с батюшкой у нее есть, она каждый месяц денежку на молельный дом в Любянах отсылает! Женщина приезжая (явно) заявила, что у нее своя вера и общаться с нами она не хочет! — Вот он город, — местные готовы и "своей" верой поделиться. На территории деревни построен комплекс для отдыхающих: разговаривали с охраной, со входящими-исходящими. Ну, за забор нас не пустили. Итак, поселок пройден. Едем назад — в Лубяны.

Лубяны

Этот поселок стоит вдоль реки Немды. Речка очень широкая, в ней бьют ключи — уезжая, мы наконец-то искупались в ней! В Лубянах живет батюшка с матушкой и стоит храмик в честь Казанской иконы Божией Матери. Храмик — просто изба с куполом, потому и называется «молельным домом», хотя есть и антиминс и Литургия служится. Храмик украшен иконочками, в киотах которых помещены фантики. Все это богатство блестит-переливается, церьковка сверкает даже при отсутствии солнечных лучей. Бабулю-украшательницу зовут Евдокия, она нам потом встретилась в деревне и угостила огурцами! Жаль только ее внука — парень нас слушал, вопросы задавал, хотя постоянно пытался оправдывать свою жизнь, а через полчаса нам попался —  еле на ногах стоит и не поймешь: не то он бутылку тащит, не то она его.

Отличительная особенность Лубян — огромнейшая гостеприимность. Встретив на улице бабу Лизу мы соблазнились — бабуля зазвала нас на чай. К чаю было подано, все, что в доме нашлось, начался рассказ о бедствиях и происшествиях. Чтобы зазря миссионерское время не терять за все избавления славили Бога, в бедах просили терпения. Вообщем, куда бы тема не пошла — за все прославили Творца. И бабе Лизе отдельной спасибо!

Да, удивителен еще один момент: и здесь народ ссылался на отсутствие времени для похода в храм!!! Братцы, этож враги! Как это — человек в деревне, давно на пенсии и времени на храм нет! А помирать-то как?

Молодежь или с иудеями как иудей с эллинами...

Наша последняя ночь. Остался еще один не охваченный контингент — молодежь. Обитает она по ночам  в баре, дискотеки в поселке только с пятницы на субботу (а мы на это действие не попадаем), поэтому идем в бар. Двое наших молятся в храме —  не будем их трогать, идем втроем. Берем пиво — повод подойти к стойке. Разговор за стойкой с соседней девушкой. Я начинаю как-то издалека: вот праздник в субботу — прп. Макария Унженского, вот у нас тут лагерь православный... а она мне прямым текстом: «Не подскажете, я хотела исповедоваться...» О! А я тут про праздники... Сзади подсели две девушки, сестра пошла опять за стойку — разговаривать с барменом, а я к девушкам. Да, тут не простой случай.

— а мы тут философию учили. Нам сказали, что Бога нет!

— Как же, разве...

— А как Он, если есть, оставил меня с детьми, а муж мой умер!

— так Бог забирает, когда человек...

— А он самоубийством жизнь покончил!

— Это решение мужа принесло Вам страдание, Бог тут не виновен — Он создал нас свободными и Он запретил самоубийство!

— Да, ну, мы подумаем...

Андрей ведет задушевную беседу с молодым человеком у стойки, как потом выяснилось — москвичем, поэтому весь спектр претензий «чисто московский»: сигареты, которыми якобы патриарх Кирилл торговал, мойка машин под храмом Христа Спасителя и т.п. Андрей прекрасно подготовлен, он знает как отвечать на эти претензии к Церкве. Оставляем в клубе несколько уже невменяемых людей, а также группу продавцов из соседнего магазина с которыми беседовали ранее, идем на улицу.

У входа группа подростков. Беседа завязывается сама собой. Ребята отличные , задают вопросы, берут листовки и крестики — сразу их одевают. Многие начинают спрашивать о бытие Бога — почему-то и среди молодых есть сомнения — атеизм, опять он. Одному очень внимательному слушателю дарим молитвослов — обещает прийти в Церковь.

Счастливые и довольные идем в лагерь — там впервые в такую засуху решились сделать костер на берегу. Подарок получился к нашему отъезду.

Выводы

Помнится, вперед мы ехали практически молча.Обсуждать нам было особенно нечего, зато обратно наш путь был скрашен изрядными упражнениями ума: какие только богословские темы не всколыхнула наша миссия — разбор таких вопросов, пожалуй, самое ценное, что выносишь из поездок и миссионерских акций. Это та ниточка, которая в нашем Уставе прописана как «миссия — путь к  святости», путь который не позволяет забывать о Боге, увлекаясь суетой мира сего. Миссионерская поездка — это когда Вы выдергивается людей из суеты, а Бог выдергивает Вас.

Спасибо вам, батюшка отец Алексей, сретенцы, завражцы! Надеемся, что наши труды во Славу Господа не пройдут даром.

Слава Господу Христу! Аминь!

Ответственная за поездку, Анна