Безъбашенность и миссия

25.02.2015 08:36
| Печать |

Мнимые проблемы

Кто пробовал заниматься уличной миссией, тому юродивые близки. Кстати, почему на миссионерские съезды приезжают сотнями, а на улицу, за пределы храма, несмотря на призывы Патриарха, идут единицы? А Святейший так считает: "Нужно выйти за ограду храма и самому идти... Куда идти? На улицу. Скажу сейчас вещь, которая многих поколеблет - на завод, в колхоз, на вокзал, в электричку, на перекрёстки дорог... Идти так, как апостолы шли" (1).
Недавно удалось услышать приблизительный ответ от людей, которые желали бы проповедывать на улице. Они ссылались на следущее: а) миссионеров не поддерживают финансово; б) нужен харизматичный и компетентный лидер…  Все эти выдуманные причины являются лишь следствием затмения главной проблемы: отсутствием доверия Богу. А его мало, когда христианин полагается на свой разум и расчёт, а не на логику Христа, идущую вразрез с мышлением мiра.

Миссия юродивых

Оттого-то и проявляется юродство православных уличных миссионеров, которые завязывают беседу с прохожими с вопроса: "Простите, а вы верите в Бога?". Когда миссионер выходит в мир к людям, диавол языками "добрых советчиков" говорит: "А кто тебя будет слушать?", "Нельзя просто так взять и завязать с человек беседу о Боге, так делают только сектанты". Итог доверия таким уловкам: на ноябрьском православном миссионерском съезде в Зале церковных соборов  Храма Христа Спасителя собрались сотни миссионеров, которые не выходят за ограду храма, а тем временем, в "залах царств" у иеговистов еженедельно собираются тысячи новообращённых, попавших в секту после уличного знакомства с еретиками-проповедниками.
Что делали юродивые? Своим поведением возвышаясь над человеческой прагматикой, они высмеивали ум, не доверяющий Богу.  Поэтому, сегодняшняя миссия теснейшим образом связана с юродством. Сегодня приходится слышать: я не могу заниматься миссией, так как мне семью нужно кормить, а Церковь не может дать стабильный доход. Простите, неужели тот, кто искренне Богу хочет послужить, будет обделён Им? В служении Христу и происходит поиск Царства Божьего. Поисковикам Бог обещает приложить всё остальное, что потребно для жизни. "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф.6:33)

БезѢбашенность и сложности

Для успеха в миссии (или хотя бы её начинании) нужна безѢбашенность (в хорошем смысле слова). Та самая, что была у четверых друзей расслабленного. Они похулиганили, разобрав  крышу чужого дома, а Христос, видя их веру, сотворил чудо. Вот и получается, что для чуда необходимо разобрать свой ум и сойти с него, чтобы из дома нашего сердца к Небу не было заслонки в виде крыши прагматичности. Без сноса крыши  человеческой рациональности чуда не увидишь. Четыре друга расслабленного - это четыре Евангелиста, через которых Святой Дух вновь и вновь нам напоминает об истинах, которые "замылились" и кажутся нам фантастическими...
Сложностей с виду много, но их корня с первого взгляда не видно. Вырисовывается проблема - у современных миссионеров мало веры и надежды на Бога. Уверен, что, когда что-то не получается, то вина лежит не на отсутствии сочувствия среди священноначалия, и ни на неимении "компетентных" кадров…  Беда в том, что мало надежды возлагается на Всемогущую десницу Всевышнего. Почему-то, современные миссионеры об этом иногда только в последний момент вспоминают...
Один мой знакомый священник как-то пытался это доказать выбравшим прагматизм миссионерам, а его просто "замолчали", аргументировав тем, что он в прелести и совсем юн ещё (а ведь ему 36 лет). А этот батюшка как раз и живёт, с виду, безѢбашенно: двое детей, а зарплата всего лишь 7800 (!) Но, вместо того, чтобы как все, жаловаться на жизнь, он прославляет Бога, который его семье каждый месяц чудесным образом не даёт почувствовать голод. Со светской точки зрения ему проще уйти из Церкви на мирскую работу, а он по-Божьи смотрит, зная, что если пытаться Христу искренно служить, то Он не оставит. Этот священник говорил: "Вы только помолитесь - и Бог вам поможет!", а ему в ответ: «Мы уже 20 лет в Церкви, так что..."
Мой брат миссионер год назад констатировал удивительный факт: в Москве на практическую миссию чаще всего собираются как раз те, у кого несколько детей и тяжёлая работа или загруженная учёба. А у остальных времени нет...

Чудеса

А мы всё делаем, чтобы не заметить Божественную мощь. А "сила Моя в немощи совершается" (2 Кор.12:9). Парадокс, но чем больше сложностей и затруднений, тем больше простора для действия Его Божественной Силы. Как же многим хочется подстроить Господа под свои представления, например, чтобы он помогал обязательно через епископа (материально)... Мне вспоминается следующий случай: однажды в Воронеже духовник благословил нас с братией на уличную миссию, но, с одной оговоркой - если мы встретим на улице наших знакомых. Мы просто помолились и попросили, чтобы Бог послал нам наших знакомых, которые вне Церкви. За час в миллионом городе мы встретили на улицах шестерых знакомых нам заблудших людей, которым удалось проповедывать. Но если бы такой затруднительной ситуации не было, то мы бы и Божью милость не увидели бы. Как сказал Златоуст, Бог "трудное делает лёгким".
Отец Даниил Сысоев цитировал кого-то: "Хочешь увидеть чудеса - иди в миссионеры или в мученики". Если ко всему искать рациональный прагматичный подход, то ни о каких чудесах речи быть не может. Из множества продуманных миссионерских программ и схем выделяется одно: в них есть всё, кроме упования на Живого Всесильного Бога.
Сегодня довелось пообщаться с известным сибирским священником-миссионером, лично знающим старца Ефрема Филофейского. Так вот, он сказал, что проблема у современных миссионеров одна - нет веры. Поэтому и чудес творить не могут, что для народов языческих являлось бы прекрасным поводом для того, чтобы принять Православие... Да, горы мы не переставляем. И виноваты в этом мы, а не горы.

Заключение
"У нас ничего не получится, потому, что а) миссионеров не поддерживают финансово ..." - такое сегодня можно услышать от миссионеров. Святитель Феофан Затворник опровергает мнение, будто истинные причины неудач - внешние: "Робость будет означать ослабление упования на Господа, внутренняя измена Ему, будто умаление силы Его пред лицом врагов. За этим умалением следует умаление помощи и покрова, и вследствие того сильнейшие нападки врагов. Тогда как для совершенно уповающего на Господа и преданного Ему одно мановение Господне рассеивает все их полчища" (2). Поиск решения проблем не через самого Христа не даёт результата.

Как поучает, юродивый на вид, святой уличный миссионер преподобный Гавриил (Ургебадзе), христианин не имеет права ныть. Так что проблемы в нас самих. Дай, Господи нам веры и упования на Тебя!

Антоний Дудевич, миссионерское Движение пророка Даниила

  1. Митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл. Выступление на Втором всецерковном съезде епархиальных миссионеров (ноябрь 1999 г.)
  2. Святитель Феофан Затворник. Толкование послания святого Апостола Павла Ефессянам